Без зависимости.ру

Нормативные акты


Выступление начальника ОМВП УФСКН России по Новгородской области Митюнова А.Г. на заседании антинаркотической комиссии в Новгородской области по вопросу «Об использовании потенциала средств массовой информации, института социальной рекламы в информационно-пропагандистском обеспечении государственной антинаркотической политики в Новгородской области»


Уважаемый Сергей Герасимович!

Уважаемые члены антинаркотической комиссии!

Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что наркомания в настоящее время является эпидемией для России в целом и Новгородской области как одного из её субъектов. При этом в отличие от традиционных эпидемий, изученных современной медициной, в наркоэпидемии большую роль играет её информационная составляющая. Вирус наркомании – это, прежде всего, психический вирус, эффективно противостоять которому можно только с помощью мощной, хорошо продуманной антинаркотической идеологии. В связи с этим, учитывая быстрое развитие сферы информационных технологий, и в первую очередь сети Интернет, вопросы информационно-пропагандистского обеспечения антинаркотической политики требуют особо внимательного отношения.

Их рассмотрение хотелось бы начать с определения понятия «информационно-пропагандистское обеспечение антинаркотической политики». По нашему мнению, оно включает в себя:

во-первых, информирование населения о деятельности органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, а также общественных, религиозных организаций, направленной на противодействие злоупотреблению психоактивными веществами и их незаконному обороту;

во-вторых, информирование населения о социальных, медицинских, правовых последствиях их употребления;

в-третьих, создание мотивации к здоровому образу жизни и отказу от употребления наркотиков.

Кратко рассмотрим реализацию данных направлений в Новгородской области.

Безусловное лидерство в эффективности осуществления антинаркотической и иной пропаганды принадлежит средствам массовой информации. Мы понимаем, что главные информационные потоки, под влиянием которых происходит становление ценностных установок граждан, формируются на федеральном уровне. Однако, это не повод для того, чтобы областные и муниципальные СМИ отказывались от реализации столь важного направления деятельности, тем более, что территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований ведётся достаточно активная работа. Однако, население области об этом зачастую не знает.

Управлением проведён анализ материалов, выходящих в СМИ и так или иначе освещающих вопросы противодействия распространения в Новгородской области наркомании и явлений, с ней связанных. Он показал, что за 10 месяцев 2009 года в большинстве случаев инициатором опубликования подобных материалов являлось УФСКН России по Новгородской области. Всего, без учёта СМИ, издающихся в муниципальных районах, вышло 587 материалов. Из них 115 – на телевидении, 140 – на радио, 170 – в Интернет-изданиях, 21 – в печатных изданиях. Данные материалы чаще всего освещали факты выявления преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и ответственности за их совершение, заседания антинаркотической комиссии в Новгородской области, проведение профилактических мероприятий. В этих случаях СМИ выступали в роли посредника, передаточного звена, то есть информировали общественность о мероприятиях, осуществляемых государственными органами.

Редкостью являлись серьёзные аналитические материалы о различных аспектах наркотизма с использованием мнения специалистов (педагогов, психологов, врачей, представителей управления органами здравоохранения и образования и т.д.), а также аргументы в виде данных статистики и социологических исследований.

В целом, крайне редко представлялась реакция различных субъектов антинаркотической деятельности на развитие наркоситуации в области. По нашему мнению, вина здесь лежит, в первую очередь, на самих этих субъектах: возможности СМИ ими практически не используются. Особенно это касается тех органов власти, которые являются учредителями или соучредителями СМИ. Так, например, в 2009 году в муниципальных печатных изданиях практически не публиковалась информация об антинаркотических программах, общественных инициативах, конкретных предпринимаемых органами власти мерах в сфере противодействия наркотизму. Лишь изредка публиковались информационные сообщения о проведении заседаний муниципальных антинаркотических комиссий. Полагаю, что здесь явно недорабатывали сами комиссии.

Недостаточно активно размещалась информация о тех или иных формах наркологической помощи, социально-психологической помощи созависимым, возможностях её получения. Подобная информация публиковалась лишь в мае и июне в период проведения инициированной ФСКН России Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью», да и то не во всех районах.

Анализ, осуществлённый управлением, показал, что в настоящее время информационно-пропагандистское сопровождение антинаркотической политики средствами массовой информации Новгородской области не отличается системностью, упорядоченностью. У большинства СМИ отсутствует мотивация к подготовке и опубликованию материалов по проблемам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, по формированию ценности здорового образа жизни. Показательным примером является игнорирование просьбы управления в адрес СМИ довести до населения информацию о возможности принять участие в подготовке проекта Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации. Лишь незначительное количество СМИ откликнулось на нашу просьбу, при этом половина из них – это центральные информационные агентства и Интернет-сайты. Таким образом, встаёт вопрос: какова цель участия СМИ в профилактике наркомании: привлечь внимание читателей к себе так называемыми «жареными» публикациями или сформировать у них негативное отношение к наркотикам, их сбытчикам и потребителям, информировать население о мерах, предпринимаемых органами власти?

Публикациям, телевизионным программам недостаёт глубины анализа, подкреплённого объективными цифрами, квалифицированными суждениями специалистов. В большинстве СМИ отсутствуют журналисты, которые бы на постоянной, квалифицированной основе готовили и размещали материалы антинаркотической проблематики.

Исключение составляет, пожалуй, лишь НГТРК «Славия», где данной проблемой на протяжении последних 10 лет занимается обозреватель телерадиокомпании, член рабочей группы областной антинаркотической комиссии Сергей Григорьевич Овчаров. Он же является редактором антинаркотического пресс-бюллетеня комиссии «Антинар» (очередной номер которого роздан участникам заседания). В редколлегию издания входят специалисты в области сферы противодействия наркомании. Аппарат комиссии, управление наркоконтроля по области принимают самое активное участие в подготовке материалов. Сложился определённый алгоритм совместной работы. По данной схеме целесообразно строить сотрудничество между другими субъектами антинаркотической деятельности и медийными структурами области. Никто не собирается покушаться на свободу творчества, но способствовать реализации принципа «Не навреди!» данное взаимодействие, безусловно, будет.

В настоящее же время, к сожалению, приходится констатировать, что во многих случаях журналисты, подготавливающие материалы по антинаркотической тематике, слабо ориентируются в ней. К тому же некоторые из них ещё не осознали всей масштабности и остроты проблемы развития наркоэпидемии в России и области, а также своей ответственности за каждое произнесённое или напечатанное слово. В итоге нередко получается эффект, противоположный ожидаемому. Так, в 2007 году в результате неподготовленности авторов и ведущих телепрограммы «Молодой канал», рассчитанной на молодёжную аудиторию, в ходе прямого эфира была допущена пропаганда потребления наркотиков. Приглашённые на передачу сторонники наркопотребления марихуаны едва ли не «в чистую» переиграли оппонентов из противоположного лагеря. Причиной тому стала позиция ведущей программы – молодой девушки, – для которой были более интересны суждения представителей маргинальной части общества, а не официальная государственная позиция в отношении потребления наркотиков.

Думаю, что после этого более чем наглядного примера не осталось сомневающихся в том, что антинаркотической пропагандой не может заниматься кто попало, без необходимой профессиональной подготовки. Цена ошибок здесь может быть очень велика. Что касается вышеупомянутой программы, управление было вынуждено обратиться к руководству телекомпании с требованием о недопущении повторов ток-шоу в эфире.

Таким образом, в этих условиях представляется целесообразной организация систематической подготовки журналистов. В последний раз такая своеобразная учёба проводилась в 2007 году в рамках проведения в Великом Новгороде Всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее».

Помимо СМИ в информационно-пропагандистском обеспечении государственной антинаркотической политики в области необходимо использовать и другие каналы информации, в частности, распространение социальной рекламы и агитационных наглядных материалов соответствующей тематики. Потенциал этих методов пропаганды также используется недостаточно. В качестве примера положительного опыта данной работы можно привести видеоролики, изготовленные в других регионах России, с указанием телефона доверия новгородского управления наркоконтроля. Они на безвозмездной основе размещались в эфирах новгородских телекомпаний.

Звуковые ролики с информацией о телефоне доверия управления транслировались всеми FM-радиостанциями, вещающими на новгородский регион.

Также по линии аппарата областной антинаркотической комиссии из средств областной антинаркотической программы были выделены деньги на изготовление и размещение комитетом по физической культуре и спорту Новгородской области видеоматериалов с участием известных новгородских спортсменов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Следует отметить, что УФСКН России по Новгородской области предпринимались попытки найти понимание представителей бизнес-сообщества. Так, ООО «Путевая реклама» на безвозмездной основе на экранах в общественном автотранспорте, автовокзалах области размещало ролики, предоставленные управлением. К сожалению, это осуществлялось не систематически, а от случая к случаю в связи с отсутствием материальной заинтересованности у данной рекламной организацией. В настоящее время от руководства организации поступило предложение об организации целенаправленной работы по подготовке и размещению блоков социальной рекламы на системной основе, но за плату в количестве 15 тысяч рублей ежемесячно. Средствами для этого управление не располагает. Поэтому, к сожалению, данную возможность мы теряем.

Таким образом, основные усилия по осуществлению информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической политики исходят от управления наркоконтроля и аппарата комиссии. Однако, только их усилий недостаточно. Необходимо, чтобы данной проблемой озаботились все субъекты профилактики наркомании области, непосредственно средства массовой информации и структуры, работающие с ними.

Особое место, по нашему мнению, в осуществлении этой работы должен занять комитет информационной политики Администрации Новгородской области. По нашей информации пока аппарату комиссии не удаётся найти общий язык с руководством комитета и убедить его в том, что антинаркотической работой нужно заниматься более активно. Как нам поясняют в аппарате комиссии, комитет «кивает» на профильные структуры, ограничивая своё участие лишь частичной помощью. Однако, ни одна из этих структур не сможет эффективно реализовывать информационно-пропагандистское сопровождение, так как в отличие от комитета не имеет специалистов данной сферы и достаточного опыта взаимодействия со СМИ.

Организация работы на федеральном уровне так же подтверждает противоестественность такой постановки вопроса. Так, в частности, Федеральной службой по печати и массовым коммуникациям (аналогом комитета информационной политики Новгородской области) подготовлен и реализуется приказ «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере электронных средств массовой информации». В рамках его реализации при Агентстве создан и действует Экспертный совет по отбору организаций – получателей государственной поддержки производства и (или) распространения и тиражирования социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создания и поддержания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение.

Нечто подобное целесообразно реализовать и на областном уровне, включив в проблематику совета в качестве одного из блоков, вопросы противодействия наркомании и алкоголизму.

Столь же комплексно следует, на наш взгляд, подходить и к организации комитетом ежегодных конкурсов на лучшее освещение в СМИ социальных и экономических проблем области. Может быть, правильным было бы организовывать единый ежегодный областной конкурс журналистских работ с выделением различных номинаций, в том числе по вопросам освещения в СМИ антинаркотической проблематики.

Возвращаясь к вопросу наглядной антинаркотической агитации, следует отметить, что она слабо представлена на предприятиях, в учебных заведениях области, местах досуга молодёжи. В качестве положительных примеров данной работы можно назвать изготовление плакатов антинаркотического содержания в Новгородском муниципальном районе, а также в Великом Новгороде, где, помимо плакатов, изготавливались и размещались в ночных клубах ролики социальной рекламы.

К сожалению, мало востребованными остаются кино- и видеоматериалы антинаркотической тематики, имеющиеся в областном государственном учреждении «Киновидеосервис» и в подобных ему муниципальных учреждениях. Возможно, это происходит вследствие того, что отсутствует банк данных о таких материалах и информация о них у субъектов профилактической деятельности. Из имеющихся в области кинопрокатных организаций только Киноцентр Великого Новгорода инициативно взаимодействует с управлением наркоконтроля в плане проведения тематических показов фильмов.

Немаловажным является и привлечение населения к участию в реализации рассматриваемого направления антинаркотической деятельности. Это позволяет добиться также сочетания с другим направлением – вовлечением в активные формы профилактики. Так, ФСКН России ежегодно в рамках федеральной целевой антинаркотической программы проводит ряд конкурсов, среди которых конкурсы студенческих работ, роликов социальной рекламы. К сожалению, Новгородская область является редким их участником, несмотря на то, что управлением наркоконтроля информация о них постоянно публикуется в СМИ, направляется в адрес руководителей учебных заведений. По-видимому, с их стороны проводится недостаточная работа по информированию своих учащихся и по мотивации их к участию в конкурсах. Между тем, конкурсы являются реальной возможностью получить финансовые средства для дальнейшей работы. Так, в 2008 году призёром конкурса профилактических программ стал комплекс мероприятий «Профилактическая акция «Лагерь – территория здоровья», реализованный управлениям наркоконтроля совместно с Новгородским благотворительным фондом «Будущее без наркотиков».

Мы осознаём, что организация работы по информационно-пропагандистскому сопровождению антинаркотической деятельности, особенно связанная с изготовлением и размещением социальной рекламы, требует определённых финансовых затрат. Поэтому считаем целесообразным при разработке проекта новой редакции областной целевой антинаркотической программы рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий в рамках данного направления. Возможно найдутся средства и на создание в сети Интернет единого антинаркотического портала Новгородской области. Он мог бы аккумулировать весь массив необходимой пользователю информации, например, о наркоситуации в стране и области, о реализации государственной и региональной антинаркотической политики, субъектах антинаркотической работы, их деятельности, последствиях, связанных с потреблением психоактивных веществ, материалы различных СМИ, как региональных, так и центральных, посвящённых антинаркотической тематике, банк методических материалов, в том числе профилактические программы для учебных заведений, волонтёрских формирований, детских загородных лагерей и центров. Было бы эффективным размещение на сайте раздела, на котором граждане могли получить консультации специалистам по различным вопросам, внести свои предложения в организацию антинаркотической работы.

В условиях развития информационных технологий и складывающихся тенденций быстрого роста возможностей доступа к источникам информации использование возможностей сети Интернет представляется перспективным. Число пользователей Интернета постоянно растёт, и, что необходимо подчеркнуть особо, активно развивается именно подростковый и молодежный сегмент этой аудитории. Достоинством информационных ресурсов сети является не только её доступность для неограниченного числа пользователей, но и отсутствие ограничений в выборе времени, места и возможностей обратной связи.

Подводя итоги сказанного, можно констатировать, что информационно-пропагандистское обеспечение государственной антинаркотической политики в области требует серьезного улучшения. Управлением наркоконтроля в проект решения комиссии по данному вопросу внесены соответствующие предложения. Просим членов комиссии их поддержать.

Благодарю за внимание.


Предложения в проект решения комиссии по данному вопросу.

1. Комитетам, управлениям области, организациям, участвующим в реализации государственной антинаркотической политики в области, антинаркотическим комиссиям городского округа и муниципальных районов области разработать и представить в комиссию Планы информационно-пропагандистских мероприятий в сфере профилактики наркомании и зависимости от других психоактивных веществ (алкоголя, табака), пропаганды здорового образа жизни на 2010 год. При разработке и реализации планов использовать, помимо печатных и электронных СМИ, иные возможности размещения социальной рекламы, в том числе рекламные щиты, баннеры, общественный транспорт, остановки общественного транспорта, торговые центры, медицинские, культурно-досуговые, образовательные, социальные и иные учреждения и т.д.).

Срок: до 31.02.2010 года.

2. Аппарату комиссии при разработке проекта целевой программы «Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2011-2014 годы» запланировать осуществление мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению антинаркотической деятельности, предусмотрев их финансирование.

Срок: до 31.12.2010 года.

3. Антинаркотическим комиссиям городского округа и муниципальных районов области включить в планы заседаний на 2010 год вопрос «О мерах по повышению эффективности информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности» Решения, принятые по данному вопросу, направить в адрес аппарата комиссии.

Срок: 1 квартал 2010 года.

4. Комитету информационной политики Новгородской области:

4.1. На постоянной основе осуществлять мониторинг печатной и электронной продукции СМИ области, с целью недопущения незаконной рекламы и пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и образа жизни, с ними связанного, а также пресечения нарушений правил рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (в рамках законодательных ограничений, наложенных статьей 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», статьями 7, 21, 22, 23 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Срок: постоянно.

4.2. Организовать совместно с заинтересованными комитетами, управления области, организациями обучающий семинар для руководителей СМИ области, а также для конкретных журналистов, специализирующихся на освещении вопросов государственной антинаркотической политики в области.

Срок: 1 квартал 2010 года.

4.3. Внести на имя председателя комиссии – Губернатора области конкретные предложения по использованию опыта государственной поддержки производства и (или) распространения и тиражирования в области социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создания и поддержания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, опыта, реализуемого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в рамках реализации приказа агентства от 2 июня 2009 года № 144 «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере электронных средств массовой информации в 2009 году».

Срок: до 31.03.2010 года.

4.4. В целях комплексного информационного сопровождения социально значимых (актуальных) проблем области, ввести, начиная с 2010 года, практику проведения ежегодных единых областных конкурсов на лучшую организацию освещения социальной проблематики в печатных и электронных СМИ области, в том числе наркотизма и зависимости от других психоактивных веществ, с награждением СМИ-победителей, поощрением журналистов-авторов лучших публикаций, телепрограмм, роликов социальной рекламы по всему спектру социально значимых проблем области.

Комитетам, управлениям области, организациям, участвующим в решении социально значимых проблем области, оказывать комитету информационной политики Новгородской области всемерное содействие в подготовке и проведении указанных конкурсов в соответствии с профилем своей деятельности.

Срок: 2010 год и далее.

5. УФСКН России по Новгородской области:

Направить в Департамент организации межведомственного взаимодействия ФСКН России, территориальные органы наркоконтроля запросы о возможности приобретения (безвозмездной передачи) для нужд области роликов социальной антинаркотической рекламы.

Срок: до 15.02.2010 года.

6. Комитету культуры, туризма и архивного дела Новгородской области обеспечить подготовку перечня кино-, видео-, печатной продукции по вопросам профилактики наркомании и зависимости от других психоактивных веществ, имеющихся в учреждениях культуры области, для его тиражирования и направления в адрес субъектов антинаркотической деятельности в целях использования соответствующей печатной и медиапродукции направить перечень в адрес аппарата комиссии и УФСКН России по Новгородской области, разместить перечень в СМИ области.

Срок: до 15.03.2010 года.

7. Рассмотреть на заседании комиссии вопрос о ходе исполнении данного решения, определить ответственным за его подготовку комитет информационной политики Новгородской области.

Срок: 4 квартал 2010 года.



Информация о материалах районных печатных СМИ,
освещающих наркоситуацию и опубликованных за 10 месяцев 2009 года.

№ п/п Муниципальный район, СМИ Кол-во публи-
каций
Название статьи Инициатор публикации, номер, дата
1. Великий Новгород Информация не представлена
2. Батецкий Информация не представлена
3. Боровический, газета «Красная искра» 4 1. «Фотовзгляд на наркотик-убийцу». О выставке фотографий в педагогическом колледже. 22.01.2009. Редакция
2. «PRO-здоровый образ жизни» 21.05.2009. педагог боровичского социального центра О.Горбачёва
3. «Сообщи, где торгуют смертью» 04.06.2009. Информация УФСКН России по Новгородской области.
4. Прокуратура информирует. 24.09.09. 24.09.2009. Информация прокуратуры района
4. Валдайский Информация не представлена
5. Волотовский Информация не представлена
6. Демянский, газета «Авангард» 5 1. «Здоровый образ жизни». Информация об итогах конкурса детских рисунков, направленного на профилактику наркомании и других вредных привычек. №№ 8, 9 ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
2. «Пусть улыбнутся детские глаза». Статья о профилактике наркомании и девиантного поведения детей и подростков. №15 Зам. директора Демянского социального детского приюта Н.В. Шамина.
3. «Работают волонтёры». Информация о работе волонтёрской группы, направленной на профилактику наркомании и других вредных привычек. №21 ГОУ «Центр диагностики и консультирования».
4. «Против пагубных привычек», интервью о мерах по противодействию наркомании в Демянском районе. №56 Редакция
5. «Отчёт принимали от Ямника», информация о работе районной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. №80 Редакция
7. Крестецкий Информация не представлена
8. Любытинский, газета «Любытинские вести» 3 1. «Над этим стоит задуматься». Подборка информации для педагогов и родителей о причинах и предпосылках употребления наркотиков. №35 29.04.2009. психолого-педагогическая служба района
2. «Самый смак» о несанкционированном выращивании плантации мака. №71, 02.09.2009. Редакция
3. «Выявлен факт приготовления нового наркотика» №86 24.10.2009. УФСКН России по Новгородской области
9. Маловишерский Информация не представлена
10. Марёвский, газета «Марёво» 6 1. «Дети – наша забота» О проведении оперативно-профилактической акции «Дети – наша забота». 23.01.2009. Администра-ция района
2. «У студентов – толерантность к наркотикам» Информация УФСКН России по Новгородской области. 23.01.2009. Редакция
3. «Наркодельцы получат по заслугам», «Врачи, будьте бдительны!» Информация УФСКН России по Новгородской области. 10.04.2009. Редакция
4. «Дискотеки – без наркотиков!» Информация УФСКН России по Новгородской области. 30.04.2009. Редакция
5. «Пивной алкоголизм». 30.04.2009. Фельдшер-нарколог района.
6. «Спиваемся, однако…». Аналитический материал о заседании районной антинаркотической комиссии и проблемах, связанных с наркоманией. 28.08.2009. Редакция
11. Мошенской, газета «Уверские зори» 5 1. «Задержан с поличным» №10 14.03.2009. УФСКН России по Новгородской области
2. «Не поскупился, но попался…» №25 26.06.2009. УФСКН России по Новгородской области
3. «Обнаружено и изъято» №49 16.10.2009. УФСКН России по Новгородской области
4. «Выявлен наркопритон» и «Конпля на чердаке» №51 23.10.2009. УФСКН России по Новгородской области
12 Новгородский Информация не представлена
13 Окуловский, газета «Окуловский вестник» 9. 1. «Как живешь, молодежь?» Информация о заседании районной комиссии по работе с молодежью. № 43 30.10 2009. Информация об инициаторе не предоставлена
2. «Продолжать наращивать профилактическую работу». Информация о волонтёрском движении. № 37 18.09.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
3. «Молодым везде у нас дорога». Информация об активистке волонтёрского движения. № 35 04.09.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
4. «Подростковая проблема». Информация о работе с неблагополучными подростками. № 32 14.08.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
5. «Шаг вперёд». Информация о профилактике детской безнадзорности и антиобщественного поведения подростков. № 16 24.04.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
6. «Это касается каждого». Информация об общегородском родительском собрании. № 14 10.04.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
7. «Зло под названием наркотик». Материал прокуратуры об ответственности за употребление и незаконный оборот наркотических средств. № 6 13.02.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
8. «Алкоголизм – одна из форм зависимого состояния». Материал о профилактике алкоголизма и наркомании. № 5 06.02.2009. Информация об инициаторе не
9. «Ты и твои привычки». Библиографический обзор литературы по борьбе с вредными привычками № 3 23.01.2009. Информация об инициаторе не предоставлена
14. Парфинский Информация не представлена
15. Пестовский Информация не представлена
16. Поддорский, газета «Заря» 4 1. «Утрата лекарственного препарата», Информация о фактах утрат препаратов, содержащих наркотические средства. 3.04.2009. УФСКН России по Новгородской области
2. «За нарушение закона – уголовная ответственность». Заметка. 12.06.2009. УФСКН России по Новгородской области
3. «Жажда быстрой наживы». Информация о задержании лиц, сбывающих наркотики. 23.10.2009. УФСКН России по Новгородской области
4. «Тайна козырька». Информация об изъятии наркотиков в Старой Руссе 6.11.2009. УФСКН России по Новгородской области
17. Солецкий Информация не представлена
18. Старорусский Информация не представлена
19. Хвойнинский, газета «Новая жизнь» 5 1. «В Новгородской области будут бороться с пьянством». Репортаж с заседания областной антинаркотической компании. 17.01.2009. Пресс-центр Администрации области
2. «Откажись от курения». Мифы и факты. 30.05.2009. Редакция газеты
3. «Наркомания – знак беды». Информация о наркоситуации в районе 24.06.2009. Редакция
4. «За здоровый образ жизни». Информация об участии Губернатора области в совещании под руководством Президента России по вопросам борьбы с алкоголизацией населения 22.08.2009. Пресс-центр Администра-ции области
5. «Есть у России и третья беда». Информация о работе областной антинаркотической комиссии в районе 14.10.2009. Администра-ция района
20. Холмский, газета «Маяк» Информация не представлена
21. Чудовский, газета «Родина» 5 1. «Давайте остановим беду совместными усилиями». Информация о заседании антинаркотической комиссии № 68 15.10.2009. Редакция
2. «Где торгуют смертью?» Информация о почтовых ящиках в районной поликлинике для сообщений о правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков № 61 17.09.2009. Редакция.
3. «Прости их, Господи, прости…» Очерк о судьбе наркомана № 66 8.10.2009. Редакция
4. «Умей сказать «Нет!» Советы психолога. № 25 9.04.2009. Психолого-медико-социальная служба района
5. «Остановить беду». Информация заседании антинаркотической комиссии. № 22 26.03.2009. Администрация района
22. Шимский, газета «Шимские вести» 3 1. «Отвести беду от шимчан». Информация о наркоситуации в районе. № 29 18.07.2009. Редакция
2. «Уничтожить причину». Информация о заседании антинаркотической комиссии района. № 26 27.06. 2009. Редакция
3. «Сварили себе варево». Информация об изготовлении наркотиков в кустарных условиях и ответственности за это. № 15 11.04.2009. Редакция

© 2010-2017 Антинаркотическая комиссия в Новгородской области