ГЛАВНАЯ
Детский алкоголизм начинается с энергетиков
- Евгений Алексеевич, здравствуйте! Будем мы говорить о подростковом алкоголизме. Вообще есть ли какое-то определение, где проходят границы? Да? Потому что подростка-то сложно определить, а уже тем более дать определение подростковому алкоголизму.
- Да, вот вы совершенно точно определили эту проблему, потому что иногда для наших больных подростковый возраст кончается и в 30 лет, и в 40, и иногда не кончается никогда. Потому что наши больные - они инфантильные. Они очень молодежные, какими-то чертами своей личности не очень зрелые, и поэтому этот период для них как-то не очень кончается. Дело в том, что чем раньше начинается алкоголизация человека, тем больше там психиатрических проблем. На самом деле, чаще всего, статистически более достоверно, подростки, а точнее еще дети, конечно, приобщаются к алкоголю примерно в 12-13 лет, этот процесс идет параллельно половому созреванию, пубертатному такому периоду. Если в 6, в 7, в 9 лет они играли в машинки, в куклы, то сейчас они начинают играть со своей душой, со своим сознанием, с сознанием и с душой своих близких. У них формируется так называемая референтная группа, то есть они начинают входить в процесс социализации, вхождение в социум, в группу, в сообщество, и все это предполагает совсем другие взаимоотношения. И если в такие группы входит алкоголь или наркотики, или какие-то другие вещества, то, к сожалению, такие вот группы, которые формируются в этом возрасте, алкоголизация и наркотизация практически фатальна.
- Но вы имеете в виду, что там идет не просто знакомство, а уже на регулярной основе, да? Когда дети, подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики?
- Ну, да. С чего-то всегда все начинается. Начинается, естественно, с первой рюмки, с первой рюмки за столом у родителей - это может быть первый глоток из бутылки, где-то в подвале, я не знаю, в подъезде или на улице, в парке. Как правило, конечно, не начинают с каких-то серьезных напитков, все начинается с чего-то простого, с пива, которое очень сильно рекламируют и которое не всегда является пивом. И очень часто начинается все с энергетических напитков, в том числе с алкогольных энергетических напитков, или со слабоалкогольных напитков в баночках соответствующих. Мы тут проводили исследования специальные, ну, на крысах, конечно, не на людях, и получили страшные какие-то результаты. Те крысы, которые пили пиво, у них развалилась печень, и они перестали давать потомство. А те, которые пили слабоалкогольные напитки, те крысы почему-то облысели, потом умерли. Трудно сказать, почему, но, во всяком случае, вот такие ядовитые какие-то напитки.
- Ну, то есть это такой, получается, самообман, фактически, человека, который выпил баночку слабоалкогольного напитка, упирая на то, что там написано "слабо"? Для него важно, что это на самом деле вред, как минимум, не меньший?
- Это тоже самое, что с табаком! Не бывает слабого табака и крепкого табака.
- Евгений Алексеевич, вы говорите, что сначала подросток подсаживается на энергетический, а потом переходит уже на алкогольный напиток. А какая между ними связь? Это же совершенно две разные вещи. Энергетики дают тебе энергию, ты можешь существовать активно, а алкоголь - он более расслабляет, скажем так. Разная реакция на организм.
- Вот это очень серьезный и, я бы даже сказал, почти философский вопрос. Лет 20-25 назад родилось такое движение - рейв-культура, которое предполагает почти олимпийские лозунги для молодежи. Вы должны быть сильнее, умнее, быстрее стариков, которые заняли ваше место под солнцем. Чтобы занять свое место под солнцем, вы должны употреблять умные напитки, умные вещества, которые потом, чисто уже вербально, превратились в энергетические напитки и в прочие какие-то стимуляторы и так далее. И вот эта культура, точнее, субкультура, вот эта идеология, что ты можешь себе позволить обязательно какой-то стимулятор под задачу. Тебе нужно танцевать - ты используешь энергетический напиток. Тебе нужно где-то выступить на экзамене - ты можешь какую-то таблетку съесть. И человека готовят к тому, что он может химически менять свое психическое состояние. Это крайне опасная философия и крайне опасный путь. Потому что он подготавливает человека к употреблению. А ведь каждое вещество - оно имеет свой срок действия. Энергетический напиток будет действовать там, ну, в течение месяца. Потом он прекратит свое действие, выработаются ресурсы головного мозга под этот напиток. И тогда человек столкнется с проблемой, что ему нужно что-то еще найти. И тогда ему говорят: фенамин, амфетамины, ему говорят: покури травку. Ему говорят массу других наркотиков.
- Можно коктейль смешать из всех этих веществ.
- Совершенно верно. То есть человека сначала идеологически, а потом и биологически готовят к тому, что человек входит в общую такую наркотическую субкультуру. И в этом смысле энергетические напитки крайне опасны. Причем некоторые энергетические напитки носят такие своеобразные названия. Допустим, "Дух конопли" - есть такой напиток. И всегда это все сомнительно, на грани, и готовят человека к тому, что можно чего-то употреблять.
- Так это психологический ход получается.
- Конечно. Совершенно верно.
- А ситуация в нашей стране усугубляется с подростковым алкоголизмом?
- Дело в том, что если говорить сугубо об алкоголе, то он достаточно широко пьется в подростковой среде, прежде всего в виде слабоалкогольных напитков. Но алкоголизм формируется в течение нескольких лет. Поэтому мы наблюдаем рост алкоголизма уже во взрослом его состоянии, а не в подростковом. Подростков у нас на всю Москву стоит на профилактическом учете порядка 5-6 тысяч людей, в основном это связанные с алкоголем.
- Многие в принципе дети пробуют достаточно в раннем возрасте алкоголь. Но далеко не у всех это переходит в такую зависимость или в регулярное даже употребление алкоголя. От чего это зависит?
- Да, это очень важный вопрос, очень серьезный. Дело в том, что мы утверждаем, и как наша наука говорит, наркологическое заболевание, алкоголизм в том числе, реализуется в связи с накоплением факторов риска. Есть генетические факторы риска, есть факторы риска, связанные с психологическим климатом в семье, связанные с информационным полем, и в том числе с рекламой. Есть факторы риска, связанные с жизнью ребенка в детском саду, в школе. И последняя капля, последняя точка, последний фактор риска, который все, собственно, и реализует - это та субкультура или то культурное влияние, которое на подростка оказывается. Если он попадает в среду с этими всеми предыдущими факторами риска, попадает в среду, где нужно употреблять алкоголь или неудобно не курить марихуану, допустим, он будет это делать, и он обязательно будет зависимым. При свободной продаже алкоголя примерно 2% населения страдает алкоголизмом. Это такое биологическое предопределенное количество этих больных. И проблема даже не столько в них, сколько в тех людях, которые злоупотребляют алкоголем. Алкогольная проблема может быть не столько связана с узко-медицинской стороной дела, сколько вот с этими злоупотребляющими.
- А излечим ли подростковый алкоголизм? Как вообще родителям заметить, что их ребенок злоупотребляет и уже болен?
- Алкоголизирующегося подростка заметить достаточно легко. От него пахнет алкоголем, он ведет себя неадекватно, перестает ходить в школу, шляется по ночам, неизвестно, в каких компаниях проводит время. И прежде всего, разрушается вся система поведения подростка. Начинаются какие-то шифрованные разговоры с друзьями, перестает выполнять какие-то обязательства по дому.
- Каким методом действовать? Ремнем или в больницу его тащить?
- Очень по-разному. Но прежде всего, нужно сказать, что наши родители, к сожалению, очень неграмотны в этих вопросах. Родители зачастую просто не знают, что делать, поэтому мы всегда говорим одну и ту же фразу: нужно сходить к специалисту и посоветоваться. Там все расскажут.
- Только родителям или вместе с ребенком?
- Тоже по-разному. Лучше сначала самим сходить. Чтобы получить какие-то инструкции, как общаться с этим пьющим ребенком.
- Чтобы не бояться отторжения.
- Да, конечно. Вылечиться, конечно, можно, как любое заболевание. Есть случаи сложные и неизлечимые, их, наверно, порядка 25%. Случаи легкие и легко излечимые, иногда достаточно бывает какой-то одной беседы. Лечиться долго, трудно, это тяжелый труд. Иногда нам приходится видеть рекламу о том, что за одну процедуру мы вас вылечим от всех заболеваний - это мошенничество. Это тяжелый труд, причем всех сторон: специалиста, врача, психолога, специалиста по социальной работе - с одной стороны, самого больного с другой стороны, его родственников с третьей стороны. Мы должны выстроить нашу систему с детьми и подростками и на раннем этапе сказать, что риск по алкоголизму у этого ребенка очень высок.
- То есть систему координат какую-то выстроить, прежде всего.
- Обязательно. Причем мы владеем этими методиками. И вот сейчас Минздравсоцразвития ставит совершенно правильную задачу, чтобы внедрить эту систему профилактики и раннего выявления